Российский мебельный рынок – один из самых конкурентных в стране: на нем представлены как крупные фабрики, производящие мебель серийно, так и мелкие предприниматели, работающие по индивидуальным заказам. Потенциал развития отрасли довольно велик, но спрос на мебель у россиян остается на низком уровне (в сравнении с европейскими странами).
Однако, несмотря на ежегодное появление десятков новых игроков на мебельном рынке, около 65% рынка деревянной мебели принадлежит отечественному производителю.
В чем причина такого патриотизма наших соотечественников?
Один из простых ответов: более низкая стоимость продукта по сравнению с импортными аналогами. Но не все так однозначно. В целом объем мирового мебельного рынка превышает 200 млрд евро в год, а доля РФ в нем меньше 1%.
По данным консалтинговой компании Intesco Research Group, рынок деревянной мебели с 2010 года имеет стойкую тенденцию к росту (за 3 года увеличился в 1,7 раз). Это связано как с ростом строительства жилищного фонда, так и с увеличением доходов населения.
Деревянная мебель будет всегда пользоваться спросом: она красива, натуральна и предлагает широкий модельный ряд дизайнов под любой интерьерный стиль.
Кроме того, за счет использования различных материалов (ДСП, ДВП, ЛДСП, МДФ) производство можно удешевить, привлекая покупателей с различными финансовыми возможностями.
Последние три года отмечается не только высокая активность покупателей, но и их готовность к обновлениям меблировки своих жилищ, даже если гарнитуры сохраняют вполне презентабельный вид.
Сегодня многие готовы сменить мягкую мебель через четыре года эксплуатации, корпусную – через пять. Наиболее часто обновляют детские комнаты – каждые 2-3 года. Наиболее редко – мебель для ванны, кухни и спальни (раз в 5-7 лет).
В структуре спроса лидируют следующие позиции
- корпусная мебель для жилых комнат (31,3%),
- мягкая мебель (23,3%),
- кухни (16,1%),
- спальни (14,2%).
Что касается выбора материалов, то в спросе на деревянную мебель лидирует продукция среднего и низкого ценового диапазона (и соответствующего качества), которая занимает более 75% рынка. При этом большую часть спроса удовлетворяют предложения малого и среднего бизнеса, которые изготовляют мебель по индивидуальным заказам. Серийное же производство постепенно сдает позиции.
Основная причина (помимо износа старых линий) – изменение вкуса наших соотечественников. Если раньше основу спроса составляла классическая мебель простых геометрических пропорций и преимущественно темных цветов, то сегодня народ жаждет эксклюзивности и яркой индивидуальности в обстановке интерьера.
Прослеживается четкая тенденция: сегодняшний потребитель уже не разделяет мебель по принципу «наша или импортная». Покупателя интересует прежде всего качество материала и фурнитуры, цена, внешний вид, сервис и дополнительные услуги (возможность выбора цвета, материала, оттенка, размера под определенные параметры).
Ориентация на бренд сохранилась только у обеспеченных людей, для которых покупка мебели одновременно является и вопросом престижа. Их выбор основывается на известности фирмы или популярности страны-производителя в определенных социальных кругах.
Первое место по продажам импортной продукции из Европы по итогам 2012 года принадлежит Италии (впрочем, как и последние несколько лет).
Тройку лидеров дополняют Китай и Польша. Пользуется спросом украинская и белорусская мебель, но отсюда же идет и большое количество «серого» импорта, как и из азиатских стран в восточные регионы.
Традиционно дорогая импортная мебель пользуется активным спросом в Москве и Санкт-Петербурге, тогда как в регионах лидируют отечественные производители.
Вступление России в ВТО существенно не изменило структуру импорта-экспорта. Правда, если раньше импортная мебель была представлена преимущественно в сегменте премиум-класса, а отечественные производители лидировали в нише товаров низкого и среднего ценового диапазона, то сейчас на рынке появляется все больше продукции средней стоимости иностранного производства.
ТПП-Информ